Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
14:21 

Неисправимый лицемер... (с)
Истоки происхождения аниме в древнем японском искусстве


Аниме получило всемирную известность как уникальный вид японской поп-культуры. Частично эта культура уходит корнями в мангу, старые гравюры под названием укиё-э и повествовательные свитки с рисунками 12-го столетия. Как и аниме, все эти формы искусств передают рассказы в виде рисунков.

Манга развлекала японцев целые столетия. Один свиток с рисунками 12-го века, первый том “Тодзю Дзинбуцу Гига”, изображает животных, которые ведут себя подобно людям. Линии художника просты, а изображения утрированы, как в современной манга. Эти древние манга-подобные рисунки были нарисованы от руки, но в эпоху Эдо (1603-1867 гг.) художники выработали технику гравюры на дереве для массового производства иллюстрированных книг и печатных изданий. Почти в середине эпохи Эдо, в 1720г., в Осака была опубликована книга гравюр. Это была первая книга манга, изданная в коммерческих целях. Японцы получили комиксы первыми в Азии.
Простые линии и преувеличенные выражения—это существенные элементы манга, а добавление эффектов к движению увеличивает экспрессивные ощущения. Художники манга прежних поколений комбинировали эти три элемента, чтобы заложить фундамент для современных анимационных фильмов (аниме).

Свитки с повествовательными рисунками (эмаки-моно)

Сцена, на которой показаны тюки риса, возвращающиеся в дом богача (фрагмент свитка с рисунками, “Сигисан Энги Эмаки”). Свитки с рисунками ведут свое повествование справа налево. Художник передает время и место—сначала идёт умиротворённая сцена, где жрец обучает маленькую девочку читать и писать, затем несколько чем-то встревоженных женщин, а потом тюки риса, чудесным образом спускающиеся с небес.

Свиток с рисунком “Сигисан Энги Эмаки”, датированный серединой 12-го столетия, изображает динамичное движение. В одной сцене буддийский жрец Мёрэн заставляет волшебный горшок летать по воздуху и переносить рис из амбара богача на горную вершину. В другой сцене тюки риса вылетают из амбара. “Бандайнагон Экотоба” (конец 1100-х годов) показывает главные ворота известного храма в огне. Выражения лиц толпы примерно из 100 человек, испуганных огнем или убегающих прочь, делает сцену жизненной и заставляет нас почувствовать себя словно бы среди них. Расположение рисунков справа налево также усиливает ощущение движения.

С начала 1750-х годов (эпоха среднего Эдо) люди рассказывали сказки при помощи рисунков, вырезанных из бумаги. Картинки, изображающие людей, животных, мебель или еще что-нибудь, прикреплялись к кончикам пальцев рассказчика или к тонким бамбуковым палочкам, а затем подносились к свету так, чтобы от них падала тень. Картинки приводили в движение, чтобы развлекать зрителей.


“Судзумэ Одори-дзу (Танцующие воробьи)” из “Хокусай Манга”. Художник был настоящим экспертом по изучению человека в движении. Можно почувствовать, как много художник хотел показать, изображая танцующего в шляпе с низко опущенными полями.

Величайший художник укиё-э, Кацусика Хокусай, создал серию книг с рисунками, которые были опубликованы в 15 томах в 1814—1878 гг. Эти “Хокусай Манга” содержат более 4000 иллюстраций. Изображение художником движения человеческого тела и его научные наблюдения за движениями мышц особенно наглядно нашли свое отображение в работах “Судзумэ Одори-дзу (Танцующие воробьи)” том 3, “Яри но кэйко-дзу (Метание копья)” том 6 и “Бурэйко-дзу (Неформальная вечеринка”) том 8.


Комиксы и текст из “Онна Хяку-мен Со (Многоликость женщины)”, кинематографической новеллы, вышедшей примерно в 1920г. Текст новеллы приведен на странице справа. Четыре кадра манга слева описывают действие сюжета. Этот формат навеян кинофильмами.

Японские художники стремились передавать движение в свитках с рисунками еще 900 лет тому назад. Их техника была перенята художниками укиё-э, а впоследствии повлияла на работы современных манга-художников, таких как Симокава Хэкотэн. Их техника присутствует в японских аниме с 1920-х годов.



Музей Джибли, Митака



Тоторо, персонаж аниме, приветствует посетителей на входе в музей Джибли. Директор музея—Миядзаки Хаяо, режиссер “Унесённых призраками”—фильма, получившего премию Оскара за лучший полнометражный анимационный фильм на 75-й церемонии вручения наград Американской академии киноискусств. На входе в музей есть вывеска со словами Миядзаки: “Когда вы входите в музей Джибли, вы попадаете в сказку, в которой вы—главный персонаж”. Музей находится в Митака, городе, расположенном немного западнее от центрального Токио.

Музей позволяет вам изучить аниме производства студии Джибли, компании, основанной господином Миядзаки и его партнерами. Внутри здания вы идёте по лабиринту в мире аниме, причем каждый экспонат таит в себе какой-нибудь сюрприз или открытие. Откройте дверь—и, возможно, вы уставитесь на самого себя—или, по крайней мере, на свое отражение в зеркале. Персонажи аниме Джибли прячутся, ожидая удобного случая, чтобы внезапно выскочить. Ископаемые вымерших морских животных—трилобиты—прячутся среди камней. Как и говорится на вывеске Миядзаки, в этом музее вы становитесь героем или героиней анимационной сказки.

Одним из лучших экспонатов, по мнению детей, является огромный мягкий Кот-автобус на 2-м этаже. Детям с ним весело (и комфортно), они прыгают вверх-вниз, дёргают Кота за хвост, и вообще, делают всё, что захотят. На крыше музея стоит солдат-робот, установленный там по таинственной причине. Он часто выступает в роли фона для фотографирования.

Постоянные экспозиции включают в себя зал под названием «Место рождения фильма». Здесь вы увидите приспособления и материалы для создания анимационных фильмов, а также стол, заваленный наполовину готовыми рисунками. Идёт процесс создания аниме? В атмосфере ощущается напряжение, как будто режиссёр Миядзаки старается изо всех сил претворить какую-то задумку в кадр анимэ. В подвале, в кинотеатре “Сатурн” демонстрируются короткие оригинальные анимационные фильмы.
Билеты в музей приобретаются по предварительному заказу. Ежедневный лимит посетителей 2400 человек, а одновременно в музее может находиться до 600 человек. Ограничение числа посетителей дает каждому из них возможность наиболее полно исследовать музей.



Административный район Сугинами, Токио - центр создания аниме



Вверху: В муниципальной библиотеке аниме Сугинами дисплеи доступно объясняют процесс создания аниме.
Справа: Кадр из фильма “Сайонара Мидоригайкэ”, первого аниме, созданного в сотрудничестве с администрацией района Сугинами. Он имеется в продаже на видеокассетах и DVD-дисках, фильму присущ особый колорит Сугинами.

Говорят, что японская аниме-индустрия оценивается в 5 триллионов иен. Из приблизительно 440 компаний-производителей аниме около 80% расположены в Токио. Многие из них появились еще на заре бума аниме в административном районе Сугинами, расположенном в западно-центральной части Токио. Более половины анимационных компаний Японии расположено здесь или в соседнем муниципалитете, административном районе Нерима.
В 2000-м году муниципальная администрация Сугинами выступила с инициативой, предложив признать тот факт, что производство аниме представляет собой важную отрасль японской экономики. Для дальнейшего продвижения индустрии совместно с аниме-компаниями был разработан “Проект аниме-рая для Сугинами”. Программа включает ежегодный анимационный фестиваль, организуемый местной администрацией и аниме-компаниями, а также поездки в центры создания аниме для детей начальных и средних школ города. Другие программы также дают местным жителям возможность ознакомиться с индустрией.
По общественной и частной инициативе обучаемые проходят полугодичный курс в центрах создания аниме. Программа началась в 2002-м году. Муниципальная администрация также сотрудничала с местной компанией в создании первого совместного аниме “Сайонара Мидоригайкэ”. Вышедший в июле 2003г., он отличается местным колоритом Сугинами.
Административный район Сугинами теперь призывает государственное правительство основать архив анимационных фильмов для сбора материалов, проведения исследований и обучения будущих аниматоров. Основным предназначением архива будет продвижение анимации как ключевой индустрии и повышение уровня анимационной попкультуры. Административный район Сугинами предлагает выделить средства, на которые можно построить архив на территории района. Эти сооружения преобразуют административный район в центр создания аниме.



Ярмарка комиксов



Комикэ—это трехдневный фестиваль, проводимый ежегодно в августе и декабре. Каждый день посвящается отдельному аспекту мира манга—видеоигры, аниме и креативная манга.

64-я Ярмарка комиксов проводилась в августе 2003г. в Токио Биг Сайт, выставочном центре, равном по размеру 12 футбольным полям. Ярмарка, называемая также Комикэ или Комикэт, позволяет отдельным художникам или небольшим творческим группам продемонстрировать книги комиксов, которые они уже опубликовали. В ярмарке приняли участие 36 000 человек. Ярмарку посетили около 460 000 человек, что является невероятно большим числом, учитывая тот факт, что Комикэ проводилась всего три дня.

Выставочный центр был переполнен стендами, на которых выставлялись манга и материалы, относящиеся к анимации, представленные отдельными лицами или группами по интересам. Тысячи посетителей наслаждались ярмаркой—некоторые увлеченно листали манга, остальные оживленно беседовали с участниками. Некоторые женщины были одеты в маскарадные костюмы персонажей аниме, зазывая людей к своим стендам. Подобное переодевание в персонажей называется “костюмированная игра” (сокращенно коспурэ).

Комикэ стала важным событием. В первой из них, проводимой в 1976г. в небольшом выставочном зале в Токио, приняли участие 32 человека, а посетителей было не более 700 человек. В течение последующих 27 лет манга и аниме получили бурное развитие.
Комикэ—это карнавал, а также место, где начинающие художники комиксов могут оценить, насколько публике нравятся их истории и художественные навыки. Как-никак, большинство из 460 000 человек, пришедших на выставку, являются знатоками манга.
Каждая из этих ярмарок привлекает к себе всё больше поклонников аниме и манга, а также вдохновляет людей и самим попробовать свои силы в манга. Некоторые начинающие участники, принимавшие участие в прошлых выставках, сейчас профессионально работают в этой индустрии.

НИППОНИЯ No.27 15 декабря 2003г.

@темы: Япония), Манга

URL
Комментарии
2009-12-08 в 14:22 

Очень интересно! Большое спасибо!

2009-12-08 в 14:26 

Неисправимый лицемер... (с)
Я ж только-только...
Не за что)

URL
2009-12-08 в 14:28 

Просто тема очень интересная. ;-)

2009-12-08 в 14:31 

Неисправимый лицемер... (с)
Ну у меня материальчик довольно старый - просто подумала, что давно ничего не писала в целях просвещения себя и надеюсь, других)

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Тени города

главная