Японская живопись и графика очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполнявшиеся на шелке и бумаге, альбомные листы и веера.
О древней живописи можно судить лишь по упоминаниям в письменных документах.Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан.Характерной особенностью культуры той эпохи, созданной довольно узким кругом аристократического сословия, был культ красоты, стремление найти во всех проявлениях материальной и духовной жизни свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее.Живопись того времени, получившая впоследствии название ямато-э, передавала не действие, а состояние души.
Утагава Хиросигэчитать дальшеXVI столетие открывает эпоху так называемого позднего Средневековья, продолжавшегося три с половиной столетия. В это время получили распространение настенные росписи, украшавшие дворцы правителей страны и крупных феодалов.
Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII-XIIX в., стала еще одним видом изобразительного искусства Средневековья. Гравюру, как и жанровую живопись, назвали УКИЕ- Э(картины повседневного мира).
В бытописательной гравюре в качестве основоположников прославились такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро.
Самым известным мастером гравюры конца XVIII-первой половины XIXв. был гениальный художник Кацусика Хокусай. Его искусству свойственны невиданный по широте охват всех явлений жизни, интерес ко всем ее проявлениям- от незатейливой уличной сценки до величия природных стихий.Будучи уже семидесятилетним стариком, Хокусай создал одно из самых значительных произведений- серию"Тридцать шесть видов Фудзи", позволяющую поставить его в один ряд ссамыми выдающимися художниками мирового искусства. Показывая гору Фудзи- национальный символ Японии- из разных мест,Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их единстве. Творчество Хокусая, вобравшее в себя многовековой опыт искусства своего народа,- последняя вершина в художественной культуре Японии, ее замечательный итог.
Хацусика Хокусай
Утагава Хиросигэ
Томиока Тэссей
пейзаж XX в.
Хасэгава Тохаку
Утагава Куниёши